+7 (916) 077-05-29       

Пресвятая Богородица, спаси нас

МЕНЮ

Главная

ТЕМА: Игумен Георгий (Шестун) „Как приобщить ребёнка к божественному счастью“

Игумен Георгий (Шестун) „Как приобщить ребёнка к божественному счастью“ 8 года 9 мес. назад #153

Игумен Георгий (Шестун) „Как приобщить ребёнка к божественному счастью“



Игумен Георгий (Шестун) Как приобщить ребёнка к божественному счастью. – Самара: Межвузовская кафедра православной педагогики и психологии СамПДС, 2011. – 76 с.

По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского

РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Захарченко М. В., доктор философских наук, профессор кафедры истории педагогики СПбАППО;
Бельчикова Е. П., кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной работе СИПКРО;
Морозова Е. А., кандидат психологических наук, доцент кафедры теологии СамГУПС

В жизни ребёнка существуют периоды, когда он начинает проявлять себя необычным и непривычным для родителей образом. И родители зачастую не знают, как вести себя с ребёнком в это время. В психологии эти периоды называются кризисными.

В данной работе доктора педагогических наук, профессора, академика РАЕН игумена Георгия (Шестуна) каждый родитель, воспитатель и педагог найдет объяснение этим периодам, как с психологической, так и со святоотеческой точки зрения. Эти знания позволят избежать внутрисемейных конфликтов, сохранить здоровье ребёнка и дать ему возможность обрести счастье в духовной жизни.

Редактор серии - игумен Георгий (Шестун) Верстка, оформление - монахиня Феофания (Купер) Корректор - Раиса Родомакина

Подготовлено к печати издательским отделом Троице-Сергиева храма, подворья Заволжского мужского монастыря в часть Честного и Животворящего Креста Господня 443045, г. Самара, Академический переулок, 1. Тел. (846) 224-08-26, факс 229-95-96, эл. почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

СОДЕРЖАНИЕ

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Спаси Христос!
Последнее редактирование: 8 года 9 мес. назад от Александр Николаевич.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Игумен Георгий (Шестун) „Как приобщить ребёнка к божественному счастью“ 8 года 9 мес. назад #154

В православной педагогике мы говорим не о естественной жизни, а о жизни христианской как жизни духовной. Человек не рождается христианином, а становится таковым после своего рождения. Чтобы понять, чем отличается жизнь духовная от жизни естественной, необходимо рассмотреть учение Православной Церкви о первородном грехе.

Первородный грех как повреждение духовно-телесной человеческой природы

Первородный грех есть преступление закона Божьего, данного в раю прародителю Адаму. Прародительский грех перешёл от Адама во всё человеческое естество, поскольку мы все тогда находились в Адаме. Мы все зачинаемся и рождаемся с этим грехом. Первородный грех не может быть заглажен никаким покаянием; он изглаживается только благодатию Божией, через воплощение Господа нашего Иисуса Христа и пролитие Честной Его Крови. Действие это совершается в Таинстве святого Крещения.

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Спаси Христос!
Последнее редактирование: 8 года 9 мес. назад от Александр Николаевич.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Игумен Георгий (Шестун) „Как приобщить ребёнка к божественному счастью“ 8 года 9 мес. назад #155

Живая тайна воспитания» в работах И.А. Ильина

Цель и задачи воспитания

Рассматривая вопросы духовного обновления человека, православный философ И.А. Ильин один из главных путей такого обновления видел в воспитании, а точнее, в постановке воспитательных задач, забытых и запущенных в нашу эпоху. Главное в воспитании, по мнению Ильина, будить духовное начало в детском инстинкте, приучать его к чувству ответственности, укреплять в людях предметную силу суждения и волю к духовной цельности в жизни (Ильин И.А. Собрание сочинений. – М., 1994. – Т. 3, с. 385).

Под инстинктом И.А. Ильин понимал развивающиеся природные силы ребёнка, а точнее, сам природный источник развития. «Кто желает воспитать ребёнка, – писал он, – тот должен пробудить и укрепить в нём духовность его инстинкта. Если дух в глубине бессознательного будет пробуждён и если инстинкт будет обрадован и осчастливлен этим пробуждением, то в жизни ребёнка совершится важнейшее событие и дитя справится со всеми затруднениями и соблазнами предстоящей жизни: ибо «ангел» будет бодрствовать в его душе и человек никогда не станет «волком». Но, если в детстве это не состоится, то впоследствии всякие уговоры, доказательства и кары могут оказаться бессильными, ибо инстинкт со всеми его влечениями, страстями и пристрастиями не примет духа и не сроднится с ним: он не будет узнавать и признавать его, он будет видеть в нём врага и насильника, услышит одни запреты его и всегда будет готов восстать на него и осуществить свои желания. Это будет означать, что инстинкт утверждает в себе «волка»; он знать не знает «ангела» и отвечает на его появление недоверием, страхом и ненавистью» (Ильин И.А. Собрание сочинений. – М., 1994. – Т. 3, с. 408).

И.А. Ильин считал, что человека не следует сводить к его «сознанию», мышлению, рассудку или «разуму», он больше всего этого. Человек глубже своего сознания, проницательнее своего мышления, могущественнее своего рассудка, богаче своего разума. Сущность человека утончённее и превосходнее всего этого. Его определяет и ведёт не мысль и не сознание, но любовь, и даже тогда, когда она в припадке отвращения судорожно преобразуется в ненависть и окаменевает в злобе. Человек определяется тем, что он любит и как он любит. Он есть бессознательный кладезь своих воззрений, безмолвный источник своих слов и поступков, своих пристрастий и страстей, своих «неодолимых» влечений. Именно поэтому сознательная мысль не проникает до главных и глубоких корней человеческой личности, и голос разума так часто бывает подобен «гласу вопиющего в пустыне», и поэтому образование не воспитывает человека, а полуобразованность прямо развращает людей.

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Спаси Христос!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Игумен Георгий (Шестун) „Как приобщить ребёнка к божественному счастью“ 8 года 9 мес. назад #156

Приобщение ребёнка к Божественному счастью

В работах Ильина мы встречаем и практические советы, как приобщить ребёнка к Божественному счастью. Для этого много средств в обычной нашей
жизни. В мире чудесные сочетания красок, безупречные для вкуса, нежные и разнообразно богатые. Надо показать их ребёнку. Есть простые и нежные мелодии, их так много в русских народных песнях, колыбельных, свадебных и хороводных, которые ребёнок должен полюбить ещё в колыбели. Мать, поющая их своему младенцу, начинает его истинное воспитание. Душа засыпающего ребёнка пела эти песни вместе с матерью и воспринимала сквозь них первозданное пение Ангелов, а потом унесла их в жизнь как благословение материнской любви. Влияние взрослых велико, но следует предостеречь от излишней общительности, ведь бывают человеческие глаза, полные ненависти и зложелательства, они в состоянии психически ранить впечатлительную, доверчивую и ничем не защищённую детскую душу. Заряд злобы бывает у таких людей слишком велик, младенческая душа слишком обнажена, а духовность инстинкта ещё не пробуждена, поэтому правы те матери, которые ограждают своих детей от таких духовно ранящих взоров.

Когда ребёнку минует три года, он начинает наблюдать внешний мир, у него открывается возможность новых восприятий и переживаний и ему надо давать богатство духовных впечатлений. Следует направить его внимание на самые красивые и изящные явления природы и их таинственную целесообразность. Рано затруднять его объяснениями, достаточно, чтобы он заметил скрытое и явленное в мире совершенство. Пусть залюбуется красотой бабочек и цветов, вглядится в величавое и лёгкое, а иногда грозное и глубокое зрелище облаков, вслушается в переливы жаворонка и трель соловья, полюбит шум бора, всмотрится в добродушную задумчивость коровы и оценит своевольный ум коня и изящество кошки. И пусть понесёт в сердце благоговение, чуткость и благодарность.

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Спаси Христос!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Игумен Георгий (Шестун) „Как приобщить ребёнка к божественному счастью“ 8 года 9 мес. назад #157

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ДУХОВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЕГО ЖИЗНИ

Первый год жизни ребёнка

Психологическая характеристика первого года жизни ребёнка

Первый год жизни ребёнка можно разделить на два периода:
1. Новорожденность /0 – 2 м. /;
2. Младенческий возраст /2 м. – 1 г./.

Рассмотрим особенности этого возраста с точки зрения психологии.

Первые два месяца жизни ребёнка психологи склонны рассматривать как кризис новорождённости. В этот период происходит физическое отделение ребёнка от матери, но не происходит биологическое отделение. Существует как бы промежуточное положение между внутриутробным и внеутробным развитием. Резко меняется способ дыхания и питания ребёнка, температурный режим. Большая часть существования (80% времени) отдана полифазному сну (короткие периоды сна и бодрствования). Основное состояние – состояние дремоты. Ребёнок принимает эмбриональную позу. Двигательная реакция существует, но нет возможности перемещаться в пространстве. Период новорожденности, как всякий переход, означает разрыв со старым и начало нового. Центральным новообразованием этого периода является индивидуальная психическая жизнь новорожденного. Жизнь становится индивидуальным существованием, частью социальной жизни окружающих ребёнка людей (Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1984. – Т. 4, с. 274).

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Спаси Христос!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Игумен Георгий (Шестун) „Как приобщить ребёнка к божественному счастью“ 8 года 9 мес. назад #158

Духовное влияния на младенца в первые дни его жизни

Дух младенца как бы не имеет ещё движения в первые месяцы и даже годы. Что-нибудь передать ему для усвоения обычным путем невозможно. Но можно действовать на него опосредованно. «Есть некоторый особенный путь общения душ через сердце, – пишет святитель Феофан. – Один дух влияет на другой чувством. Такое влияние на душу младенца тем удобнее, чем полнее и глубже родители сердцем своим обращены в младенца. Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то не может быть, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти. Лучший внешний проводник при этом – взор. Это точка встречи одной души с другой. Пусть же через сие отверстие проходят до души дитяти души матери и отца с чувствами святыми. Они не могут не намащать ея этим святым елеем. Надобно, чтобы во взоре их светилась не одна любовь, которая так естественна, но и вера, что на руках у них более, чем простое дитя, и надежда, что Тот, Кто дал им под надзор сие сокровище, как некоторый сосуд благодати, снабдит их и достаточными силами к тому, чтобы сохранять его, и, наконец, непрерывно в духе совершаемая молитва, возбуждаемая надеждою по вере. Когда таким образом родители оградят колыбель своего дитяти этим духом искреннего благочестия, когда при сём, с одной стороны, Ангел Хранитель, с другой – святые Тайны и вся церковность будут действовать на него со вне и внутрь, то этим составится вокруг зачинающейся жизни сродная ей духовная атмосфера, которая перельёт в неё и свой характер, подобно тому, как и кровь, начало жизни животной, в свойствах своих много зависит от окружающего воздуха» (Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. – М., 1899, с. 27–28).

Период между Крещением и посвящением себя Богу – начало христианско-нравственнои жизни, во время которого младенец зреет и образуется в христианина в святой Церкви среди христиан, как прежде телесно образовывался в утробе матери. «Когда у дитяти начинают пробуждаться силы, одна за другою, родителям и воспитателям должно усугубить внимание. Ибо когда под осенением показанных средств, будет возрастать и усиливаться в них тяготение к Богу и увлекать вслед за собою силы, в то же самое время и живущий в них грех не дремлет, а усиливается завладеть теми же силами. Неизбежное следствие этого – брань внутренняя. Так как дети неспособны её вести сами, то место их разумно заменяют родители. Но как она должна быть ведена всё же силами детей, то родители строго должны блюсти первые начатки их пробуждения, чтобы с первой минуты дать им склонение, сообразно с главной целью, к какой они должны быть направляемы» (Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. – М., 1899, с. 28).

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Спаси Христос!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Игумен Георгий (Шестун) „Как приобщить ребёнка к божественному счастью“ 8 года 9 мес. назад #159

Православное понятие дисциплины

Пусть не смущает читателя определенная суровость приведённых правил и рассуждений. Если родители ребёнка живут православной, воцерковлённой, духовной жизнью, эти правила жизни для них являются естественными и в них нет никакого неудобства, так как такая жизнь дарует человеку свободу от плотского, награждая его духовной свободой. В атмосфере приоритета духовного над плотским и ребёнок начинает жить по этим спасительным правилам, не испытывая никакого неудобства. Конфликты и кризисы возникают тогда, когда мы упустили время и дали греху возможность овладеть силами ребёнка, а ребёнку – вкусить греховный плод. В этом случае борьба начинается не только с грехом, но и с искаженностью в развитии, которая возникла под влиянием этого греха.

Следует разъяснить и смысл, который мы вкладываем в понятие дисциплины. В зависимости от степени развития человека и его духовного становления, а точнее, от их взаимоотношения, смысл понятия «дисциплина» изменяется. Если образ жизни позволяет установить правильное соотношение между духовным ядром личности и её поведением, её активностью, понятие «дисциплина» растворяется в организации поведения и ценится как фактор духовного воспитания. Если имеются отступления от нормального духовного становления личности в случае греховного овладения развивающимися силами, дисциплина приобретает смысл регулятора духовной жизни в конкретных её проявлениях, становится внешней помощью неокрепшим духовным силам человека.

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Спаси Христос!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Игумен Георгий (Шестун) „Как приобщить ребёнка к божественному счастью“ 8 года 9 мес. назад #160

Детство

Психологическая характеристика детства

Детство можно разделить на два периода:
1.Раннее детство /1 – 3 года/;
2. Дошкольный возраст /3 – 7 лет/.

Рассмотрим психологическую характеристику этого
возраста.

Поведение ребёнка в раннем возрасте определяется той ситуацией, в которой он оказывается. Он входит в неё как динамическая часть. По определению К.Левина, действия ребёнка – полевые действия. Каждая вещь приобретает для него особую валентность (аффект, привлекательность). Ребёнок находится в мире вещей подобно как в силовом поле. Это силовое поле провоцирует его на действия. Он не говорит ни о чём другом, кроме того, что видит и слышит, поэтому ребёнок не может лгать, не способен к выдумке.

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Спаси Христос!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Игумен Георгий (Шестун) „Как приобщить ребёнка к божественному счастью“ 8 года 9 мес. назад #161

Послушание как средство преодоления многожелательности

Дитя многожелательно, всё его занимает, всё его влечёт к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, оно всего желает и всё, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Необходимо строго блюсти волю как особую силу душевной деятельности. Самое простое средство – расположить детей так, чтобы они ничего не делали без позволения. Пусть со всяким желанием прибегают к родителям и спрашивают, можно ли сделать то или другое. Необходимо убедить их опытом и примерами, собственными и чужими, в том, что им опасно, не спросясь, исполнять свои желания, настроить их так, чтобы они боялись своей воли. Этого достичь бывает просто, ибо дети и так большей частью обращаются ко взрослым с расспросами, сознавая своё неведение и слабость. Стоит возвести это правило до обязательного закона. Естественным следствием такого настроения будут полное послушание и покорность во всём воле родителей наперекор своей, внутреннее расположение во многом отказывать себе и навык в этом. Ребёнок из собственного опыта получает уроки, что нельзя слушать во всем себя, и необходимо на это обращать его внимание, объясняя, что желаемое часто бывает вредно для тела и души.

Отучая от своей воли, надо приучать дитя делать добро. Родители сами должны представлять истинный пример доброй жизни и на деле показывать, что у них самих главными являются не заботы о наслаждениях и отличиях, а о спасении собственной души. Дети любоподражательны. Они рано умеют копировать мать или отца. Здесь происходит нечто похожее на то, что бывает с одинаково настроенными инструментами. Детей надо направлять на добрые дела. Среди них: милостыня, сострадание, милосердие, уступчивость и терпение. Всему этому весьма нетрудно научить. Отсюда выйдет воля с настроением на разные добрые дела и вообще с тяготением к добру. Доброделанию надо учиться, как и всему другому.

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Спаси Христос!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Игумен Георгий (Шестун) „Как приобщить ребёнка к божественному счастью“ 8 года 9 мес. назад #162

Отрочество

Психологическая характеристика отрочества


Отрочество включает в себя школьный возраст от восьми до тринадцати лет. Вот как характеризуют этот возраст психологи. Учебная деятельность для ребёнка есть первая социально нормированная деятельность, в которую ребёнок включается в организованном порядке. Изменяется его социальная позиция.

Отношение к учебе значительно изменяется от второго к пятому классу, причём эти изменения ярко выражены при переходе из начальной в неполную среднюю школу. Так, если во 2–3 классах, отвечая на вопрос: «Любишь ли ты учиться?», практически все дети дают положительные ответы, то в 4 и 5 классах их число заметно уменьшается, многие отвечают неопределенно или как-то оговаривают положительные ответы. Такое изменение отношения к учебе характеризуется, судя по анализу мотивировок детей, неудовлетворенностью и снижением интереса к ряду предметов, субъективным ощущением утомления, перегруженности, увеличения трудностей (Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1984. – Т. 4, с. 65).

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Спаси Христос!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Игумен Георгий (Шестун) „Как приобщить ребёнка к божественному счастью“ 8 года 9 мес. назад #163

Юношество

Психологическая характеристика юношества

Рассмотрим психологическую характеристику этого возраста, включающего в себя период жизни от 14 до 18 лет.

Важнейшим новообразованием данного этапа является становление самосознания. Мышление приобретает рефлективный характер. Происходит расширение жизненного пространства ребёнка. Впервые наступает осознание будущего, появляется жизненная перспектива. Возникают профессиональные намерения.

Ребёнок уже не играет во взрослого, не подражает ему, он ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. Требует признания своей самостоятельности, равенства при отсутствии для этого достаточных условий – физических, интеллектуальных и социальных. Чувствителен к оценкам взрослых. Ничего не принимает на веру, проявляет потребность в доказательствах.

Главной потребностью этого возраста является интимно-личное общение. Появление дружеских связей – первое личностное достижение в сфере отношений. Общение может протекать в виде малосодержательных разговоров. Старшие школьники озабочены тем, соответствуют ли они эталонам «мужественности» и «женственности». Учебные интересы и склонности становятся более определёнными. Оформляются взгляды и убеждения. Активно развивается процесс самовоспитания. Усиливается потребность в интимной дружбе.

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Спаси Христос!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Игумен Георгий (Шестун) „Как приобщить ребёнка к божественному счастью“ 8 года 9 мес. назад #164

О плодах доброго воспитания

Причины потери благодати, полученной при Крещении


Благодать Крещения не сохраняется вследствие несоблюдения правил и законов воспитания. Главнейшие причины следующие:
1. Отдаление от Церкви и от Её благодатных средств. Это убивает росток христианской жизни. Разобщаясь с источником, она начинает увядать.

2. Мнение, что тело может развиваться без вреда для души. Между тем в его потребностях кроются седалища страстей, которые вместе с телом развиваются, коренятся и овладевают душой.

3. Отсутствие цели развития души и путей её достижения. При всей заботе о современном образовании это приводит к разжиганию пытливости, своеволия и жажды наслаждений.

4. Совершенное забвение о духе. Молитва, страх Божий, совесть редко принимаются во внимание. Забота в основном сводится к видимому состоянию, а не к внутреннему.

5. Вступление в юность без предварительного развития добрых начал и решимости жить по-христиански. Предание себя жажде впечатлений через развлечения, лёгкое чтение, разгорячение воображения мечтами, неразборчивое общение с подобными себе, и особенно с другим полом, исключительная научность и преданность духу мира, мыслям, правилам и обычаям, враждебным благодатной жизни и старающимся подавить её.
И одной из этих причин достаточно для того, чтобы погасить в человеке благодатную жизнь. Но большей частью бывает, что они действуют совместно и одна неминуемо привлекает другую. В совокупности они так заглушают духовную жизнь, что и малейших следов её не бывает, как будто человек и не имеет духа и создан не для общения с Богом, не имеет для этого предназначенных сил и не получил благодати, оживляющей их.

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]

Конец и Слава Богу!
Спаси Христос!
Последнее редактирование: 8 года 9 мес. назад от Александр Николаевич.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: admin

Полезные сайты

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru      Ерошка - сайт для православных родителей  Журнал для новоначальных и сомневающихся  Православный информационный сайт            

Послушать для души

Молитва оптинских старцев на начало дня

От меня это было

Беседа с Богом

И Бог сказал нет

Цветник духовный

Кто имеет в себе Бога, тот все имеет, хотя бы и всего на свете лишился.

☦ Иеромонах Адриан Югский ☦

Как нельзя видеть солнца без самого солнца, так равно невозможно познать Бога без Самого Бога.

☦ Прот. П. Соколов ☦

Чем больше солнечных лучей падает на цветы и другие растения, тем более испускают они благоуханий к солнцу; наше солнце — Бог; будем благодарны Ему, подобно цветам.

☦ Прот. И. Толмачев ☦