ТЕМА: Белгородское чудо. Чудотворный Кошарский Крест
Белгородское чудо. Чудотворный Кошарский Крест 8 года 6 мес. назад #255
|
Белгородское чудо. Чудотворный Кошарский Крест
На окраине Белгорода, в месте, именуемом Кошары, рядом с Крестовоздвиженским храмом есть часовня в честь Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение», возведённая над святым источником, в которой хранится удивительная святыня – чудотворный Кошарский Крест.
Паломники со всей России приезжают в этот окраинный храм. Есть на окраине Белгорода, в месте, именуемом Кошары (а когда-то здесь было село Архангельское), Крестовоздвиженский храм, построенный в 1862 году, в связи с удивительным событием, чудом… Храм этот не столь, конечно, знаменит, как, скажем, его соименник и ровесник, бочком прилепившийся к Ливадийскому Царскому дворцу. Но своя история – у него есть. О постройке Кошарской церкви в честь Воздвижения Креста Господня описатель Дренякин сообщал в книге «Белгород с уездом» (1882), уже через двадцать лет после освящения храма – что строительство велось на средства графини Анны Варламовны Богданович (Ластовской) и купцов виноделия, братьев Николая и Егора Мухановых. Более поздние источники давали также дату 1863 год. Протоиерей Олег Кобец …У входа в храм очень людно. Праздничная служба идёт в церковном дворе, правит её в этом году протоиерей Олег Кобец, настоятель кафедрального Преображенского собора Белгородской и Старооскольской епархии, в сослужении двух протоиереев – настоятеля Крестовоздвиженского храма Иоанна Борчука и благочинного прихода святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – Сергия Колия. ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ][ Нажмите, чтобы скрыть ] Протоиерей Иоанн Борчук Ещё один батюшка, клирик храма Владимир Чумаков принимает исповедь у южной стены, в тени могучего древа. В самом начале молебна под столик к отцу Владимиру приходит похожий на западно-сибирскую лайку большой чёрный пёс с белой опушкой лап, судя по всему, «свой», ибо укладывается основательно, а позже – уходит «в народ», мирно и утешительно дремать на боку прямо у ног стоящих прихожан. Служебное пение и все возглашения слышны хорошо – подзвученные качественной усилительной техникой, которая установлена на микроавтобусе у храмовой ограды. Столь же внятно слышно и прекрасное пение мужского хора – сегодня это четверо из митрополичьего хора под управлением отца Николая Кацы, разместившихся под другим высоким деревом. От ворот красивой ажурной ограды до входа в храм тянется любовно выложенная на асфальте нарядная травяная дорожка, украшенная головками осенних цветов, народ благоговейно стоит по обе стороны от неё. Часовня в честь Курской-Коренной иконы Божией Матери Слева, рядышком, высится голубенькая, с золотым шлемовидным куполом, часовня в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной, возведённая над глубинной скважиной и освящённая митрополитом Иоанном совсем недавно, в 2010 году. В часовню выстроились богомольцы, поскольку именно в ней и установлен для поклонения чудотворный Кошарский Крест XVIII века, белгородская святыня. В часовенке набирают и воду из краников бювета – она построена на месте святого источника, где был обретён Чудотворный Крест. Работы по восстановлению кошарского целебного источника, за десятилетия безбожной жизни оказавшегося в забвении, были закончены лишь к 1998 году, уже в новейшие времена, при настоятеле храма отце Иоанне Борчуке, когда приходская жизнь заметно ожила: начались капитальный ремонт и реставрация храма, благоустройство территории. За часовней вдали видны гигантские, страшноватые красно-полосатые трубы цемзавода, храм стоит на пригорке у самой трассы, сегодня тут много автомобилей, всё прибывающих и прибывающих. Вот молодая особа выскочила из такси, набросила покров на главу и, словно враз отбросив спешку и суету, тихонько двинулась к храму. Прибыла и машина с надписью «Мир Белогорья. Телекомпания», с неизменным свидетелем и хроникёром таких событий, народным артистом России Виталием Стариковым и телеоператором. На одном из припаркованных у самых врат красном авто обращает на себя внимание наклейка на заднем стекле – с флагом Новороссии (Андреевский синий косой крест в белой окантовке, на красном фоне) и слоганом «Я за Новороссию!». Отец Олег произносит прочувствованное слово о празднике, о разысканиях Креста Господня царицей Еленой, о сопутствовавших этим событиям чудесах, говорит о восхождении Христа на Крест, о духовном космическом смысле этого события, прилагая его к жизни и крестной ноше каждого христианина. Причащаются православные у троих батюшек, народу много. Подносят младенцев, смиренно стоит с грудничком на руках молодой – высокий и несокрушимый – папа в чёрной футболке с надписью на спине «Россия. Военно-морской флот». Потом свершается Крестный ход – чудотворный кошарский Крест по возобновленной традиции православные обносят вокруг Крестовоздвиженского храма, с остановками по четырём сторонам света, во время которых батюшки читают Евангелие. Этот обычай возрождён с 1999 года, в том же году для Креста был изготовлен специальный киот. История обретения Чудотворного Креста, вызвавшего к жизни кошарский храм, такова. Рассказывают, что здесь, в Кошарах, ещё во времена святителя Иоасафа, который, напомним, был на Белгородской епископской кафедре с 1748-го по 1754 год, жил богатый землевладелец Юрий Выродов. В его доме и находился Крест, присланный родным братом, послушником монастыря Святой Горы Афон. Однажды, раздражённый тем, что на охоте звери разорвали его любимую собаку, помещик «остановил взгляд на Кресте и в гневе приказал слугам вынести его из дома и бросить в болото», дескать, ничего чудотворного в Кресте, оказывается, нет, и не приносит он «никакой пользы». Предание сообщает, что хозяин имения впоследствии умер «лютой смертью грешника»... А в конце XVIII века произошло чудо: один слепец «во сне услышал голос, обещавший ему исцеление, если он вынесет из кошарской трясины поруганную святыню. Он взял с собой несколько помощников и отправился на поиски Креста. Его удалось найти. И лишь только слепой приложился к святыне – тотчас прозрел и начал славить Бога! А на месте обретения Креста появился источник». Весть об обретённом Кресте разнеслась по окрестностям и привлекла тысячи богомольцев, многие из которых получили исцеление от различных недугов. Сначала Крест был обустроен на подмостках, а позже перенесён в каменную часовню, построенную землевладельцем Пузановым, а ещё позже – в Белгородский Николаевский монастырь, где и находился около трёх десятилетий. К Чудотворному Кошарскому Кресту и целительному роднику паломники прибывали даже из очень далёких мест. И проводили здесь по месяцу и дольше. Собиравший материалы о чудесных исцелениях отец Порфирий Амфитеатров в начале ХХ века выстроил здесь странноприимный дом. Сообщалось, что у Чудотворного Креста и целительного родника регулярно служились молебны, и при большом стечении богомольцев Крест из храма выносился и устанавливался на специальных подмостках у колодца. Интересны детали кошарской прихрамовой жизни. По воспоминаниям местных жителей, в летние месяцы ученики церковноприходской школы, помогая работникам храма, записывали имена людей для церковной молитвы об их здравии. За такую работу каждый юный писарь, по благословению священника, получал вознаграждение – одну копеечку от каждого заказчика молебна. Нередко, в периоды обильного притока паломников, крестьянская детвора, усвоившая грамоту, вносила своими трудами ощутимый вклад в бюджет своих семей. Отец Порфирий записал рассказы о двенадцати случаях улучшения здоровья или полного выздоровления после молитв у святого Креста и целительного родника. Старожилы Кошар чаще других вспоминают трогательную историю, рассказанную Марией Сергеевной Зубаревой. «Незадолго до октябрьских событий 1917 года хористы (в их числе и ученица церковноприходской школы Маша Зубарева) собрались в храме на очередную спевку. Но батюшка сообщил, что занятие в этот раз отменяется: приехала женщина с больным сыном и просит отслужить молебен Чудотворному Кресту. Во время молитвы сильно утомлённый дорогой больной юноша стал заметно бодрее, и мать, окрылённая надеждой, приняла решение остаться в Кошарах на более длительный срок. Почти всё лето провели паломники из Пензы у кошарских святынь. И деревенские ребятишки с интересом наблюдали за тем, как вначале парализованного юношу на коляске возила мать, как он делал первые самостоятельные шаги» и как оставил коляску, как в конце лета решительно, пешком, с чемоданом отправился на железнодорожную станцию. И потом прислал из Пензы благодарственное письмо церковному старосте и всем, с кем успел здесь подружиться, кто отнёсся к нему с теплом и помогал. Жители Кошар оставили очень тёплые воспоминания о священнике Порфирии Ивановиче Амфитеатрове – публицисте, педагоге Белгородского Духовного училища, заведующем церковноприходской школой, считавшейся одной из лучших в Курской епархии, добром пастыре и молитвеннике, наставнике и печальнике о страждущих. Отец Порфирий был настоятелем Крестовоздвиженского храма с 1898 по 1915 год. А потом – настоятелем Успенско-Николаевского собора Белгорода, начальный вклад в строительство которого, напомним, дал в 1709 году Император Пётр Великий, направлявшийся через Белгород и Харьков на Полтавскую битву. Отец Порфирий был арестован и расстрелян почти одновременно с епископом Никодимом (Кононовым), священномучеником, честные мощи коего были обретены в 2012 году неподалёку от пещерки святителя Иоасафа и теперь покоятся в Троицком домовом храме Белгородской митрополии. Однако тело отца Порфирия прихожанам, увы, найти не удалось. Рассказывают поразительную историю из времён воинствующего безбожия, когда большевики, изъяв в 1922 году из Крестовоздвиженского храма «22 предмета из серебра весом 1 пуд 5 фунтов 11 золотников», решили, что называется, посягнуть на главную святыню храма. Как рассказала полвека спустя внучка священника Виктория Стефановна Литвинова, в 1927 году представители безбожной власти, после антирелигиозной агитации, приступили к решительным действиям. Член губернского партийного комитета Кравцов самолично сорвал в храме чудотворный Крест и бросил его на подводу, после того как местные жители отказались это сделать. Он уселся на Крест и сказал: «Ну вот и весь ваш Бог, ничего он мне не сделал. И вам ничего не делал». … Но отъехал «товарищ Кравцов» не очень-то далеко: на перекрёстке улиц Гостенской и Полянской (в советское время улица Фрунзе, ныне проспект Славы) он был убит молнией. Свидетели подчёркивают, что небо в тот день было ясное, и лишь ненадолго появилась маленькая тучка, с небольшой грозой.Крест был возвращён на прежнее место, но сам храм в начале 1930-х – закрыт. Ктитор Мария Ивановна Киреева, отправившись в Москву, добилась личного разрешения у «всесоюзного старосты» М.И. Калинина на открытие храма. Богослужение здесь не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. К счастью, храм не был подвержен разорению, и в нём сохранилось несколько старинных икон – например, икона Божией Матери «Скоропослушница», а также образ Архистратига Михаила. О благодатной помощи Чудотворного Креста собраны свидетельства и в наши дни. Есть рассказ москвички Галины Николаевой, исцелившейся в 1999 году от сильной кожной аллергии. И преподавателя биологии Ирины Викторовны Горбунцовой, у которой после Литургии в праздник Воздвижения Честнóго и Животворящего Креста Господня вернулись чувствительность и частичная подвижность пальцев правой руки, утраченная прежде в результате неизлечивавшейся невропатии правого локтевого нерва. О нескольких случаях новейших чудесных исцелений от Кошарского Креста рассказала матушка Светлана Кобелева в статье «Сила Божия в немощи совершается», опубликованной в газете «Белгородские епархиальные ведомости» в 2002 году. В Крестовоздвиженский день мы с особым чувством повторяем эту молитву: «О дивный чудодейственною силою четвероконечный и трисоставный Крест Христов, у подножия твоего во прах распростертый, поклоняюся ти, честнóе Древо, отгоняющее от нас всякое демонское стреляние и освобождающее нас от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо жизни, ты еси очищение воздуха, освящение святаго храма, ограждение нашего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает мя со дня моего Крещения, оно со мною и на мне во вся дни живота моего на суше и на водах, оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой, оно бо, святое знамение Чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и праведнаго Суда Божия. О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующаго в непобедимую силу твою, огради мя от всякаго врага и супостата, исцели вся недуги моя душевныя и телесныя. Господи, Иисусе Христе Сыне Божий! Силою Честнáго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго. Аминь».…Отец Олег, возглавляющий Крестный ход, окропляет и окропляет нас всех святой водой. Удивительное всё же дело: летит три-пять капель, а попадает на каждого! С тем и расходимся, – радостные.
Станислав Минаков
Фото автора ИСТОЧНИК |
Речь - серебро, а молчанье - золото.
Последнее редактирование: 8 года 6 мес. назад от Техадмин.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|